Пятую неделю я хожу больной,
Пятую неделю я не сплю с женой,
Потому что гады-физики
Раскрутили Землю наоборот!
(Ю. Ким)
Следует признать, что это оказался довольно-таки интересный фильм, однако надо иметь в виду, что это
Макото Синкай (МС). То есть, вся история тут, в конце концов, сводится к одному и тому же, а именно – проблеме страданий молодого поколения, которое не знает, куда девать себя в современном обществе. Проблема лишних людей, у которых такая неустроенность выражается в перманентной депрессии и провалах по жизни, а в первую очередь – в любви. Да, именно так, это не столько романтика, а скорее – повесть о терзаниях «ненужных» людей в постиндустриальном мире.
Сюжет тут распадается на две части. Первая, как уже было сказано, посвящена страданиям и превратности любви. Она типична для творчества МС и местами начинает утомлять, поскольку производит весьма тягостное впечатление. Кому-то впечатлительному после такого зрелища может стать тошно жить, не смотря на попытки представить автором все это как «светлую и романтическую» печаль. Любопытно даже не развитие любовной линии (так как она типична для творчества МС), а то, что разделит наших голубков на сей раз? Мы уже видели: океан космоса (
Голос далекой звезды), мистика и время (
Твое имя), комплексы (
5 см/сек, Сад слов) – любопытно, что «мэтр» придумает в следующий раз? А в этот у нас – лабиринты пространственно-временного континуума. Дополнительно, для пущего веселья имеется треугольник в отношениях – не любовный, скорее, а дружеский. Хотя, надо отметить, что данный опус все же несет в себе некий заряд оптимизма, особенно к концу.
И тут мы приходим к другой части сюжета, которая делает фильм, пожалуй, наиболее интересной вещью в фильмографии МС. Это – чудеса квантовой механики. Рассказ о попытке ученых прорваться в параллельный мир и его воздействии на наш сильно подогревает интерес, особенно учитывая, что все это ловко подвязано к истории любви. Помимо того, патриотов порадует то, что СССР жив и в наше время, да еще владеет Хоккайдо и находится на фаллосе военной мощи и научно-технического прогресса. Международные интриги, угроза WWIII и некоторый экшен явно делают фильм изобретательнее и бодрее. Тут же и милая история о детском стремлении к далекой мечте, которую всегда надо реализовывать – поучительно для юношей, ничего не сказать! Таким образом, примесь политического детектива и научной фантастики явно придает проекту очарования и потому смотреть его занятно. Какие все это вызывает эмоции – уточнять не станем, так как это типично для всего творчества МС.
Как водится у этого автора, особого упоминания заслуживает
графика. Она традиционно на высоте! Хорошая проработка задников, анимации, умелая режиссерская работа. Многие кадры неба и природы вполне заслуживают того, чтобы быть поставлены обоями на рабочий стол. За всем этим порою забываешь и о смысле фильма… Возможно, отчасти это излишество и никак не работает на историю, но все же красоты делают свое дело, отвлекая внимание от недостатков, вроде уже привычных для МС коллизий и слабой проработки героев. Весьма красива и
музыка – она хорошо исполнена и в нужной степени симфонические аккорды создают меланхолично-мечтательное настроение. Постарались и с
озвучкой, похожей на таковую в хорошем кино, но отчего-то забыли перевести реплики американцев (на английском – как-то у нас его не все знают, а прочитать японские субтитры могут еще меньше людей), и надписи на японском, поясняющие ряд моментов.
Вывод. В целом хороший фильм, показывающий проблемы взросления в антураже научной фантастики и политических интриг. Однако это фильм МС, и по традиции нагоняет глухую депрессию. Хотя фанатам автора должно понравиться, да и выглядит он красиво.
Оценка – 8/10 («отлично»).